Клейма фарфоровых заводов – Фарфоровые клейма СССР
Клейма фарфоровых заводов – Фарфоровые клейма СССР
В мире керамики термин «товарный знак» играет роль своего рода паспорта, разъясняя нам, откуда товар и когда его произвели. Он, как ключ, отпирает дверь в прошлое, ведя нас по путям производства и времени. В этой статье мы погрузимся в увлекательный мир советских керамических знаков, рассматривая как широко известные, так и малоизвестные марки.
Товарный знак, также известный как марка или клеймо, не просто украшение. Это своего рода код, содержащий ценную информацию о товаре и его производителе. Знак подлежит обязательной регистрации и представляет собой не просто эффектное изображение, а скорее носитель ценной информации. Отсутствие этого ключа оставляет нас в неведении, лишая возможности раскрывать тайны прошлого, связанные с конкретным изделием.
Многие видят в керамических знаках лишь загадочные узоры. Но справочник марок – это наш проводник в мире тайн. Даже неспециалисту с его помощью открывается возможность «читать» и понимать, что эти марки на самом деле сообщают нам.
Советские керамические изделия стали объектом увлечения коллекционеров и исследователей. Однако отсутствие полноценного «марочника» осложняет задачу расшифровки. До 90-х годов XX века у нас были ограниченные знания о марках, ограничивающиеся первыми годами советской власти. Даже серьезные издания не всегда предоставляли изображения заводских знаков и клейм.
Сейчас мы предлагаем вашему вниманию уникальный путеводитель по советским керамическим маркам. Это погружение в историю искусства, где каждый знак рассказывает свою уникальную историю.
Ленинградский фарфоровый завод (ЛФЗ)
Современный мир керамической индустрии не может обойти стороной Императорский фарфоровый завод в Санкт-Петербурге, ранее известный как Ломоносовский или Ленинградский. Завод, основанный по указу императрицы Елизаветы Петровны, стал глобальным лидером, оставаясь в строю более 250 лет. Давайте погрузимся в захватывающую историю этого уникального предприятия.
Сначала известный как Ломоносовский, затем Ленинградский, завод носил различные имена, отражая важные исторические моменты. Но сегодня, вновь названный Императорским, он продолжает свою великолепную работу, сохраняя традиции и поднимая стандарты качества.
История Императорского фарфорового завода началась в Санкт-Петербурге, когда императрица Елизавета Петровна, дочь великого Петра Великого, дала указ о его основании в 1744 году. Этот шаг утвердил завод в качестве первого фарфорового предприятия в России и третьего в Европе.
Важнейшие инновации в производстве отечественного фарфора пришли от горного инженера Д.И. Виноградова. Его талант не знал границ: не только он разработал уникальную технологию состава массы, но и создал методы декорирования, включая применение красок и глазурей. Виноградов лично приступил к разработке и постройке печи, оптимизировав форму и условия обжига. Это был настоящий творческий гений, воплощающий в жизнь свои идеи и делая завод настоящим центром инноваций.
С течением времени Императорский фарфоровый завод не только сохранял свое мастерство, но и внедрял новые традиции. Декорирование стало неотъемлемой частью процесса, благодаря творческому подходу Виноградова. Фарфор стал не только функциональным, но и настоящим произведением искусства.
За более чем два с половиной века существования, Императорский фарфоровый завод пережил не только изменения в названиях, но и в руководстве. Каждый период принес свои вызовы и достижения, но завод продолжал воплощать в себе дух инноваций и креативности. Сегодня завод остается активным участником мировой керамической индустрии. Его изделия востребованы коллекционерами и ценителями искусства со всего мира. История Императорского фарфорового завода – это не только путеводитель в прошлое, но и взгляд в будущее, где традиции переплетаются с современными трендами.
По сей день Императорский фарфоровый завод в Санкт-Петербурге продолжает свой великий путь в мире керамики. С более чем двухсот пятидесятилетней историей, он остается не только важным культурным наследием России, но и безусловным лидером в глобальной керамической индустрии.
Хронометраж Ленинградского (Императорского) фарфорового завода 1744-2005 гг
В 1765 году на Императорском фарфоровом заводе произошло нечто важное. Это было время перемен, когда мануфактура превратилась в настоящий Императорский Фарфоровый Завод. И это было не просто переименование – каждый предмет стал уникальным, украшенным вензелем монарха, символизирующим власть.
Расцвет и Падение в 18 веке
Путешествуем в последнюю треть 18 века, времена настоящего расцвета русского фарфора. Эпоха, когда не только в России, но и в Европе ценились изысканные изделия. Под Екатериной II здесь создавались роскошные сервизы, а выпускники Императорской Академии Художеств наделяли каждое произведение уникальным шармом. Но после 1820 года связь с Академией ослабла, и качество фарфора пошатнулось.
Фарфоровый Завод в Эпоху Перемен
Переносимся в 1915 год – Первая мировая война. Фарфоровый завод не только создавал роскошные изделия, но и вносил свой вклад в военное усилие, производя лабораторные сосуды, свечи зажигания и другие необходимые предметы для фронта.
С 1917 года главный поставщик фарфора для императорского двора стал Государственным Фарфоровым Заводом (ГФЗ). Появился двуглавый орел без имперских регалий, который народ прозвал «ощипанной курицей». Завод стал участвовать в международных конкурсах, на его изделиях появились агитационные символы.
В 1925 году завод стал Ленинградским и получил имя М. В. Ломоносова. Но название менялось снова и снова, вызывая путаницу. Аббревиатура тоже выглядела по-разному, без единого стиля.
В тридцатые годы XX века внесли инновации в использование подглазурных и надглазурных красок. Разнообразие цветов добавило каждому изделию дополнительный характер. Императорский Фарфоровый Завод стал успешно представлять советский фарфор в мировом искусственном сообществе.
Аббревиатура на маркировке выглядела по-разному, наносилась вручную, без единого стиля.
С 1936 года используется клеймо с виньеткой, разработанное художницей Анной Яцкевич, автором знаменитой «Кобальтовой сетки». Эта визитная карточка завода существовала до 2005 года, когда вернулось первоначальное название «Императорский».
После Второй мировой войны на Ломоносовском фарфоровом заводе началось настоящее возрождение искусства. Изделия завода стали участниками многочисленных международных выставок и конкурсов, где они завоевывали престижные награды.
Среди наиболее известных произведений фарфора ЛФЗ, созданных в советские времена, выделяются «Купальщица», «Гоголевские персонажи», «Колыбельная», а также анималистические скульптуры. Эти шедевры не только отражают высший уровень мастерства, но и стали символами эпохи, богатой художественными возможностями.
В 2005 году завод вернул себе прежнее название — «Императорский фарфоровый завод» (клеймо ИФЗ). Завод славится своими вазами, сувенирами, скульптурами животных, а также разнообразной посудой для декора и быта. Императорский фарфоровый завод уникален в России, продолжая производство костяного тонкостенного фарфора.
Рядом с заводом действует музей, открытый в честь 100-летнего юбилея предприятия. Здесь собрано около 30 000 образцов, которые не только заслуживают изучения, но и вдохновляют на подражание. Посетители могут погрузиться в историю России, воплощенную в фарфоре мастерами. Благодаря богатству старинных предметов и документов по технологии производства, сегодня можно создать блюдо, с которого ел Александр I, или чашку, из которой пила Александра Федоровна. В каждом изделии чувствуется дух величия и наследия, которые продолжают жить благодаря творчеству Императорского фарфорового завода.
Добрушский фарфоровый завод (Добруш)
Беларусь, маленькая страна с богатой историей, теперь становится эпицентром настоящей посудной революции. В небольшом городке под Гомелем, в Добруше, находится единственный завод, который меняет представление о фарфоре. Добрушский фарфоровый завод не просто производит посуду, он создает настоящие произведения искусства, доступные каждому.
Когда речь заходит о фарфоре, Добрушский завод ставит качество на передний план. Здесь не идет речь об элитарности или изысканности, а о по-настоящему качественной продукции. Каждая чашка, тарелка или сахарница проходят строгий контроль качества, чтобы уверенно вписываться в повседневную жизнь каждого потребителя.
История Добрушского фарфорового завода
В 1975 году началось строительство будущего Добрушского фарфорового завода, приуроченное к созданию важного предприятия для Беларуси. Ленинградские специалисты разрабатывали проект, а 28 декабря 1978 года завод произвел свою первую продукцию. Это был важный шаг в становлении промышленности республики.
Выбор места для строительства занял пять лет размышлений и анализа. Три варианта были рассмотрены: Волковыск под Гродно, Орша и Добруш. Решение принималось с учетом множества аспектов, необходимых для стабильной работы завода. Архитекторы из Ленинграда разрабатывали проект, преодолевая сложности, связанные с болотистыми почвами и созданием прочного фундамента.
В 1991—1992 годах завод стал арендным предприятием, а в 1993 году его акционировали и приватизировали. Эти шаги стали ключевыми моментами в истории завода, определяя его статус и будущее развитие.
До распада СССР продукция фарфорового завода в основном предназначалась для внутреннего рынка. Однако в 1997 году завод преобразовался в закрытое акционерное общество, стремясь выйти на европейский рынок. Этот переход позволил заводу использовать украинское и российское сырье, а также технологии литья и формования.
Одной из сложностей было строительство на болотистых почвах. Фундамент должен был выдерживать огромные печи для обжига. Цеха возводили три года, параллельно обучая мастеров, набираемых из местных жителей.
Добрушский фарфоровый завод продолжает свой путь, история которого тесно переплетена с развитием Беларуси. От первых шагов в 1975 году до мирового успеха на европейском рынке, этот завод стал символом качества и преданности своему делу. Будущее выглядит перспективно, а история Добрушского завода продолжает писаться, вдохновляя новые поколения.
Продукция Добрушского фарфорового завода
Добрушский фарфор — это воплощение качества, созданного из натуральной белой глины, популярной даже в косметологии. Процесс изготовления лишен вредных примесей в красках, что делает этот фарфор экологически чистым. Черепок обладает плотной структурой, не впитывает запахи и легко справляется с загрязнениями.
Большая часть продукции ориентирована на домашнее использование, гостиницы и рестораны. Но завод не ограничивается обыденными вещами. В его арсенале — уникальные ручной работы: вазы, малая пластика. И, конечно же, фарфоровые сувениры, будь то чашки с надписями, декоративные тарелки или изысканные часы.
Хотя фарфоровая посуда Добрушского завода может быть дороже своих аналогов из стекла или керамики, она безусловно оправдывает свою стоимость. Ее ценность передается из поколения в поколение как семейное наследие. Процесс нескольких этапов обжига обеспечивает сохранение свойств предметов, от цвета до твердости.
Характерен для добрушского фарфора молочно-белый оттенок и прозрачность, которые подчеркивают естественную красоту материала. Легкое касание производит приятный звон, а несмотря на хрупкость внешнего вида, он устойчив к механическим воздействиям, перепадам температур и моющим средствам. Гладкая поверхность, покрытая глазурью, делает фарфор практичным, идеально сохраняющим тепло еды и напитков.
Изделия отмечаются клеймами разных цветов в зависимости от сорта. Красное клеймо — высший сорт, синее — первый, зеленое — второй, коричневое — третий. Каждое из них, представляющее собой вазу с буквой «Ф», становится знаком выдающегося качества.
Добрушский фарфор — это не просто посуда, это искусство, призванное дарить радость и красоту в повседневной жизни.
Популярные товары из серий Добрушского фарфорового завода
Чайник «Дубок» привлекает своей уникальной формой. Его цилиндрическая основа, расширяющаяся к верху и плавно переходящая в высокую каску, создает необычный и элегантный облик.
Блюдо «Цветы» декорировано надглазурной росписью. Очарование каждой детали делает это блюдо уникальным произведением искусства. Крупные цветы, изящно изображенные на блюде, выполнены тройственной гаммой: серой, жёлтой и коричневой красками. Это сочетание создает красочный и впечатляющий образ, который приносит в дом атмосферу ярких красок природы. Это блюдо станет не только функциональным предметом, но и настоящим украшением для вашего стола. Оно приносит в дом атмосферу тепла, радости и красоты, будто ваши любимые цветы расцвели прямо на обеденном столе.
Обрамление края блюда золотом — это изысканный штрих, который делает «Праздничное» еще более роскошным. Золотая обводка добавляет блеска и делает это блюдо настоящим произведением искусства.
Туймазинский фарфоровый завод
В 1978 году в уголке Башкирской АССР начал свою историю Туймазинский фарфоровый завод. Это был ответ на острую нехватку стильной посуды в Советском Союзе. Давайте погрузимся в историю этого предприятия, которое смогло завоевать сердца не только отечественных, но и зарубежных ценителей фарфоровых изделий.
После завершения строительства, Туймазинский фарфоровый цех вышел в эксплуатацию. Здесь были цеха по изготовлению фарфоровой массы, формовки, литья, обжига, сортировки, и, конечно же, живописное подразделение. Вскоре к этому списку присоединился цех по изготовлению высокохудожественного фарфора, и запустились механизированные поточные линии.
Надежные связи с поставщиками сырья и активная сбытовая политика сделали завод лидером отрасли. Все это благодаря тому, что предприятие оперативно реагировало на потребности рынка и поддерживало высокий художественный уровень продукции.
Чтобы сохранить высокий стандарт искусства, Туймазинские фарфористы отправлялись на лучшие фарфоровые заводы страны. Именно так они освоили сложные методы ручного декора и технологию подглазурного нанесения кобальта. В 80-х годах завод внедрил шелкографию для оформления фарфора, что стало настоящим прорывом в индустрии.
Активное сотрудничество с поставщиками сырья и тщательный контроль производственных процессов позволили заводу установить высокие стандарты качества. Сотрудники обучались на лучших предприятиях страны, что сделало продукцию Туймазинского завода конкурентоспособной на мировом рынке.
Для поддержания высокого уровня мастерства своих специалистов Туймазинский фарфоровый завод отправлял их на другие известные предприятия, такие как Дулевский, Дмитровский и Богдановичский фарфоровые заводы. Этот опыт позволил туймазинским фарфористам освоить сложные техники ручного декора, ставшие настоящим вызовом в трудозатратном процессе.
Самый трудозатратный этап производства фарфоровых изделий — ручное декорирование, занимающее 70% рабочего времени, со временем был трансформирован в полуавтоматический режим с использованием метода шелкографии. Это не только упростило производственный процесс, но и существенно повысило качество продукции.
Фарфоровая продукция Туймазинского фарфорового завода
В начале своего пути развития у Туймазинского фарфорового завода первый ассортимент был в виде столовых сервизов, посуды для повседневного использования, чайно-кофейной гарнитуры — всё это было в первой линейке продукции. В его каталоге было более 40 моделей сервизов разного назначения. Чайные, кофейные и столовые сервизы стали настоящими произведениями декоративного искусства. От традиционных сервизов, рассчитанных на 6-12 человек, до уникальных вариантов для пары и даже для одного человека — завод предлагал продукцию, соответствующую всем вкусам и потребностям.
За последние 20 лет ТФЗ производило много разнообразных наборов и посуды, а также творческий подход к созданию продукции делают завод заметным игроком на рынке. А случай с кружкой «Молоко» в 12 вариантах росписи в 90-х годах действительно замечателен. Мастера завода продемонстрировали высокий профессионализм, создав качественную копию без влияния на цену оригинала. Также важно отметить, что 70% производства осуществлялось вручную, что подчеркивает уровень мастерства и внимание к деталям. Использование полуавтомата для декорирования методом шелкографии и подглазурной краской-кобальтом, обладающей глубокими бархатно-синими оттенками, придавало изделиям особый характер и уникальность.
Отличительной особенностью является постоянство использования одного клейма на протяжении всего периода деятельности, в отличие от многих подобных предприятий, где применяется разнообразие маркировок в разные годы. Дизайн клейма также выделяется своей простотой и незамысловатостью: две буквы «Т» и «Ф», наложенные на общую центральную линию, что символизирует «Туймазинский фарфор». Такой подход существенно облегчает идентификацию продукции Туймазинского фарфорового завода для современных коллекционеров.
Дмитровский фарфоровый завод (Вербилка)
Дмитровский фарфоровый завод, утёсанный в тихом посёлке Вербилки, раскрывает свою историю с первого частного предприятия, заложенного английским купцом Гарднером в 1766 году. Завод славился высоким качеством своих фарфоровых изделий, созданием роскошных орденских сервизов и многочисленными изящными скульптурами. В конце XIX века он также входил в состав «Товарищества М.С.Кузнецова».
Прежде чем открыть свою фабрику, Гарднер путешествовал по России в поисках особой глины для фарфора. Он нашёл лучший вариант на Черниговщине — так называемую «глуховскую» голубую глину. Этот материал идеально подходил для производства фарфора, не уступая по качеству мейсенскому.
Главная черта Дмитровского фарфора — сохранение традиций, заложенных английским купцом Францем Гарднером. С установлением советской власти завод был национализирован и переименован в Дмитровский фарфоровый завод (ДФЗ). В народе его продукцию просто называли фарфором из Вербилок.
Несмотря на появление других частных заводов, «Мануфактура Гарднера» продолжала удерживать лидерство в отрасли в XIX веке. Изделия фабрики находили широкий спрос, особенно посуда с городскими пейзажами и изображениями участников войны 1812 года. Сервизы с гербами аристократических семейств и вензелями стали визитной карточкой завода.
Однако, к концу XIX века, с упадком промышленного производства, фабрика начала замедлять свой путь. Только с присоединением к «Товариществу производства фаянсовых и фарфоровых изделий М.С. Кузнецова» началось новое возрождение предприятия в Вербилках.
Клейма Дмитровского фарфорового завода
В 1937 году Дмитровский фарфоровый завод стал местом, где искусство и мастерство переплетались в уникальной художественной лаборатории. Здесь мастера передавали свои навыки буквально из рук в руки, создавая продукцию, которая стала визитной карточкой завода. В 30-е годы завоевание мирового признания было невозможно не заметить, так как многочисленные приглашения на выставки по всему миру свидетельствовали о его выдающемся мастерстве. Выставки в Каире, Багдаде, Нью-Йорке, Осло, Париже и Брюсселе стали подтверждением того, что продукция завода была удостоена высоких наград.
В период Великой Отечественной войны производство художественного фарфора на заводе было почти полностью приостановлено. Однако, несмотря на сложные условия, некоторые работы продолжали появляться. Анна Чечулина, известная своими сервизами «Русский орнамент» и «Женщины наших республик», создала сервиз «Битва за Родину». Тамара Деморей, вдохновленная гарднеровским орденским сервизом, расписала свои «Александр Невский», «Суворов», «Кутузов» — сервизы, посвященные военным деятелям Великой Отечественной войны. В условиях войны завод переключился на выпуск продукции для фронта — от высоковольтных изоляторов для восстановления линий связи до «поильников» для тяжелораненых в госпиталях. Большинство работников были мобилизованы, и на их место пришли женщины и дети, многие из которых были позднее удостоены государственных наград.
В период распада СССР, в 1991 году фабрика претерпела перемену и получила новое название — ЗАО “Фарфор Вербилок”. В 1995 году было создано дочернее предприятие “Промыслы Вербилок” с задачей возродить традиции семейных кланов Гарднеров-Кузнецовых. На международных выставках в Бирмингеме и Мехико 1996 года фабрика завоевала признание предпринимателей Америки и Европы, отмеченное Бриллиантовой и Золотой звездой.
С 2007 года фабрика “Мануфактуры Гарднера” с гордостью является почетным членом Гильдии поставщиков Кремля, имея право размещать на своей продукции соответствующий знак. Сегодня она не только эталон качества в производстве, но и один из самых успешно действующих заводов России. Фабрика «Мануфактуры Гарднера» продолжает историю своего успеха, оставаясь символом выдающегося российского искусства и мастерства.
Полонский фарфоровый завод (Полонне)
История Полонского фарфорового завода
Полонский район исторически славился как богатейшее месторождение глины, предоставляя высококачественный каолин, полевой шпат и кварцевый песок. В 1895 году предприимчивый бизнесмен Моисей Бричкин увидел в этом природном богатстве потенциал и основал производство фарфоровых изделий. Приобретя небольшой и не слишком прибыльный завод, он переоснастил его и с энтузиазмом приступил к новому предприятию. Моисей Бричкин, человек многогранный и творческий, великолепный предприниматель, видел в своем предприятии огромные перспективы.
Изначально завод назывался «Кукольный завод Бричкина». В то время не существовало специализированного оборудования; за исключением барабана для приготовления фарфоровой массы на паровом двигателе, вся продукция изготавливалась вручную. Первоначально предприятие занималось созданием разнообразных цветочных горшков, расписанных восточным орнаментом, письменных принадлежностей и статуэток.
Моисей Бричкин активно искал вдохновение на местных волынских и полонских ярмарках, стремясь сохранить яркий национальный колорит. Продукция завода пользовалась огромным успехом не только среди богатой элиты региона, но и среди жителей других частей России и Европы. Особенно популярными были формы кашпо, такие как «Китайцы», «Японская ваза», «Девочка с кроликом», «Вековые дубы», «Слоники», а также статуэтки, такие как «Купальщицы», «Журавль», «Русалочка», «Мальчишки», «Олени» и «Кузнец».
В период Первой мировой войны жизнь на заводе приостановилась. В 20-е годы производство фарфора было восстановлено, и начался новый этап в развитии предприятия с созданием свободной артели мастеров под названием «Керамик», которая существовала до 1956 года. Производство постепенно расширялось, сменялись темы фарфоровой пластики, а в искусстве появлялись новые образы бисквитных фигур: «Ударники», «Футболисты», «Шахтеры», «А. Пушкин», «Н. Гоголь», «Тарас-Шевченко», а также знаменитая «Конькобежка» Л. Скобликовой.
После 1935 года артель оборудовалась новым оборудованием, что позволило повысить качество продукции. Однако годы войны и оккупации ограничили работу предприятия. С началом 1946 года появились трудности из-за устаревшего оборудования, делая производство нерентабельным. Только в начале 50-х годов с частичным обновлением техники ситуация начала улучшаться. В артель пришли мастера, прошедшие стажировку на Ленинградском фарфоровом заводе, принося с собой новые идеи и опыт в области классического прикладного искусства.
В 1956 году предприятие перешло под управление государства и было переименовано в Полонский завод художественной керамики. Полная реконструкция завода в начале 1960-х годов подняла предприятие на новый уровень развития, что сказалось на качестве и разнообразии художественной продукции. С появлением новых профессиональных художников появилась галерея ярких, выразительных персонажей, выполненных в технике подглазурной росписи. Среди них выделяются сказочные и детские образы, такие как «Девочка с мишкой», «На празднике» С. В. Голембовской, «Красный барабанщик» А. С. Чередника, «Первая буква» И. А. Коломиец, «Майская ночь» В. И. Щербина, «Оксана» М. А. Моцак и многие другие.
Клейма Полонского фарфорового завода
Наши предложения из каталога Полонского фарфорового завода
Городницкий фарфоровый завод (Городница)
Фарфоровый завод в Городнице, основанный в 1799 году, является одним из старейших и наиболее известных центров фарфорового производства в Украине. Это третье предприятие, которое начало производство художественных изделий из фарфора в стране и продолжает свою деятельность вплоть до сегодняшнего дня.
Завод возник как дочернее предприятие Корецкой мануфактуры, основанной Юзефом Клеменсом Чарторыйським, который развивал промышленность в Корце, оживляя упадок города. В начале своей истории завод специализировался на производстве фаянсовой посуды и изделий в стиле саксонского фарфора для богатых. Однако позднее было решено расширить производство фарфора, и завод был перемещен в Городницу с целью экономии топлива.
На протяжении более двадцати лет завод находился в собственности Вацлава Руликовского, но в конце 1870-х годов пожар полностью уничтожил производство. После неудачных попыток восстановления Руликовский продал завод Полтавскому поземельному банку, и с тех пор он неоднократно менял владельцев до 1882 года. С того времени и до революции завод перешел в аренду к А. Ф. Зусману.
В период революции производство на заводе было приостановлено и возобновлено лишь в 1923 году. Завод был переименован в завод им. Коминтерна и входил в состав Всеукраинского треста «Фарфор-фаянс-стекло». В то время основной акцент был сделан на скульптуре, такой как «Танкист», «Лётчик», «Пионерка», «Чабан», «Доярка», «Свинарка» — известные продукты фабрики того периода.
С 1929 по 1941 год завод также пользовался популярностью благодаря агитационно-тематической декорации посуды. Примером может служить роспись чайного сервиза «Эскадрилья», выполненная мастером Ю. Гаврилюком.
В 70-х годах прошлого века завод прошёл через реконструкцию и стал одним из ведущих предприятий по производству и распространению фарфора в Украине и Советском Союзе. На его производстве создавались столовые, чайные, и кофейные сервизы для 6 и 12 персон, украшенные подглазурной росписью, часто дополненные золотыми элементами. В декоре широко использовались мотивы украинского народного творчества, а в украшении массовых товаров — декалькомания, трафарет, штамп.
Завод представлял свою продукцию на ярмарках в Брюсселе, Брно и Лейпциге. За выдающиеся достижения в производстве и продвижении продукции на мировых рынках завод был многократно отмечен наградами от правительства Украины.
В 1999 году завод отметил своё 200-летие. С июля 2008 года КП «Городницкий фарфоровый завод» прекратил свою деятельность, а с января 2010 года находится в состоянии банкротства. Бездействие руководства привело к отчуждению имущества и разрушению завода.
Продукция Городницкого фарфорового завода
Известными произведениями Т. Крыжановской являются «Медведь с балалайкой», «Утка в косынке», «Пара фазанов», «Пара курочек», «Мужик и медведь».
Наши предложения из каталога Городницкого фарфорового завода
Дулевский фарфоровый завод
Изделия завода отличались благородной простотой, объединяя ослепительную белизну с изысканной позолотой и равномерным блеском глазури. Однако для успешной продажи посуды потребовалась новая роспись — более яркая и выразительная. Здесь акцент был сделан на самобытности, народном творчестве, национальных особенностях, что привело к созданию уникального дулевского стиля — «агашки».
Дулевские рисунки, включая агашки и розанов, были вдохновлены народным искусством в керамике. Они стали воплощением души Дулевского фарфорового завода. Время управления Матвея Кузнецова придало заводу новый импульс, и завод в 1902 году был включен в почетный список поставщиков императорского двора.
Однако в 1918 году завод был национализирован, и первые годы советской власти были направлены на восстановление производства. Великая Отечественная война внесла свои коррективы, но послевоенные годы принесли восстановление и расцвет.
С 1991 года завод стал собственностью трудового коллектива. В 2012 году, в условиях финансовых трудностей, он был передан в собственность российским бизнесменам. С этого момента началась обширная модернизация, в результате которой Дулевский фарфоровый завод превратился в современное предприятие с более чем 700 сотрудниками. Новые печи, оборудование и технологии придали заводу новый виток развития, сохраняя его уникальное наследие в истории России.
Клейма Дулевского фарфорового завода
Марки от крупнейшего Кузнецовского производства, как картина,
Разнообразие в начертаниях, в них века работ таинство.
№ 1 вдавлена в тесте, древнейшая как тень,
Трудно привести её к 1830–1840 годам, старине светло.
Марки №№ 2, 3 — кобальтовые, краски эры Сидора Терентьевича,
От 1853 до 1863, период, в марках драгоценный след.
№№ 4—10, ранняя летопись труда Матвея Сидоровича,
1864–1889, года творчества, встречаются голубые следы.
Надглазурные голубые, цвет клейма на фарфоре,
Красные, синие, зеленые — сортность изделий указана ясно.
№9, золотой мазкой, кистью виртуоза росписана,
Мастерство в каждой метке, как золото в веках течет.
Марки №№ 8—11, воспроизведены в первый раз,
Как поэзия, новые слова на клеймах.
На №№ 10 — 11, восточные надписи в ряд,
Марка № 11 — Товарищество, эпоха 1889–1917, в клейме вековой отпечаток оставила.
Клейма раннего периода Дулевского Фарфорового Завода. (1918—1962)
Современное клеймо завода, действующее с 2007 года
Наносится только на авторские работы.
Продукция Дулевского фарфорового завода
С давних пор Дулевский фарфоровый завод восхищал своим волшебством, представляя миру настоящее чудо в виде своей чайной посуды. Фарфоровые сервизы с многогранными красками стали не просто «визитной карточкой» предприятия, а настоящим эмоциональным вихрем.
Минский фарфоровый завод
1883 г. — 1951 гг. — Минский изразцовый завод
1951 — 1993 гг. — Минский фарфорово-фаянсовый завод
1993 -2009 г. — ОАО «Минский фарфорово-фаянсовый завод».
Открытый в 1883 году, Минский фарфорово-фаянсовый завод специализировался в производстве изразцов-гончаров. Строительство завода, который тогда носил имя Минский изразцовый завод, началось в 1883 году на берегу реки Переспа. Эта река была источником белой глины, необходимой для производства фарфора. В настоящее время река находится в коллекторе, который местные диггеры называют Фарфоровым из-за связи с МФЗ. Основателем первого фарфорового предприятия в Беларуси был предприниматель по фамилии Поляк. Завод был открыт рядом с месторождением каолина — белой глины, необходимой для производства фарфора. Улица, где располагались цеха, тогда называлась Николаевской и сейчас переименована в Кропоткина. В первые десятилетия своей деятельности Минский изразцовый завод выпускал бытовую керамику, изразцы для печей и каминов, а также украшения для фасадов зданий. Мастера трудились на славу, и изразцы того времени имели высокий художественный уровень.
В 1920 году руководство заводом перешло к Минскому городскому совету рабочих и солдатских депутатов. С этого момента предприятие начало постоянное расширение и развитие. Повысились производственные мощности, началась активная автоматизация ручного труда, и увеличились объемы производства.
В 1939 году завод стал частью Минского областного управления легкой промышленности.
Великая Отечественная война нанесла предприятию значительный урон. Пришлось вновь наращивать производственные мощности и восстанавливать здание.
Тем не менее, уже к 1946 году на заводе начался выпуск угловых глазурованных изразцов, прямых кафелей. Ежегодный объем производства составлял около 520 тысяч изделий. Фигурные элементы изготавливались на ручных станках, а для производства простых деталей использовался колено-рычажной пресс. Также было освоено производство силикатных заготовок для изделий из стекла.
В 1950 году благодаря внедрению горна и 20-тонного газогенератора процесс обжига керамической массы стал более эффективным. И уже 15 марта 1951 года завод получил новое название — из изразцового он превратился в фарфорово-фаянсовый. Этот день стал официальным днем рождения белорусского фарфора.
В 1953 году на заводе было открыто направление радиокерамики, а в 1954 году запущено производство фарфоровых (беспроволочных) сопротивлений высокой стабильности.
А в 1962 году началось производство посуды хозяйственного назначения. На заводе стали выпускать сервизы, блюдца, чашки, а также декоративные изделия — статуэтки, вазы и многое другое. Появился собственный экспериментально-художественный отдел, специализирующийся на внедрении новых видов изделий и декоративных методов в соответствии с потребительским спросом и требованиями торговли. С этого времени началось формирование уникальной стилистики и оригинальных художественных решений, характерных для белорусского фарфора.
К началу 80-х годов ассортимент завода насчитывал более 600 наименований товаров различного назначения. В 1983 году завод был удостоен ордена «Знак почета».
В 1993 году произошла смена формы собственности завода, он превратился в ОАО.
К сожалению, в 2009 году завод полностью прекратил свою деятельность.