Антикварная фарфоровая посуда была предметом роскоши с момента своего появления. Ее себе могли позволить только богатые люди и видные особы. Фарфоровые сервизы украшали столы королей и императоров. Вокруг этого загадочного материала существовало множество легенд, а его состав долгое время хранился в строгой тайне. Венец популярности фарфоровых изделий наступил в XVIII веке. В это время фарфоровые мастерские открылись в Германии, Англии, Франции, и России. Особенно ценной считалась фарфоровая посуда, созданная на фарфоровых фабриках Мейсена, Севра, Веджвуда, КРМ и Санкт-Петербурга.
Фарфор – это хрупкий материал, и найти статуэтку или чайную пару или сервиз в идеальном состоянии – это настоящая удача. Старинная фарфоровая посуда, созданная мастерами прошлых веков, представляет собой объект коллекционирования.
Антикварную фарфоровую посуду можно использовать для украшения интерьера. Она придаст помещению нотку торжественности, связав настоящее и прошлое. К тому же ее можно использовать и в быту. На любом празднике антикварная посуда смотрится изысканно, торжественно и создает неповторимую атмосферу роскоши и достатка. В компании старинных предметов интерьер наполняется атмосферой, характерной для торжеств прошлых столетий.
Виды фарфора
В зависимости от состава фарфоровой массы и глазури различаются твердый и мягкий фарфор. Некий промежуточный вид представлен так называемым костяным фарфором.
Твердый фарфор содержит в основном два исходных материала: каолин (чистая глина – тугоплавкая, жирная и крайне пластичная масса) и полевой шпат (чаще всего в соединении с белой слюдой; относительно легко плавится). К этим основным веществам добавляется кварц или песок. Смесь эту перемалывают, замешивают, промывают и потом высушивают до степени способного к принятию формы тестообразного состояния. Эту пластичную массу либо отливают в формах, либо обтачивают на гончарном круге. Отформованные предметы дважды обжигаются: вначале без глазури, а потом уже вторично с глазурью.
Глазурь, которой покрываются фарфоровые предметы, состоит из тех же субстанций, что и черепок, только в другой пропорции, ее нельзя ни отбить, ни отслоить. Твердый фарфор отличается крепостью, сильной сопротивляемости жару, прозрачностью, чистым колокольным звуком. В Европе он был изобретен в 1708 году в Мейсене (Германия) Иоганном Фридрихом Бетгером.
Мягкий фарфор, называемый также художественным или фриттовым, состоит преимущественно из смесей стекловидных веществ, так называемых фритт, содержащих песок или кремень, селитру, морскую соль, соду, квасцы и толченый алебастр, а впоследствии добавляют мергель, содержащий гипс и глину. Предметы из мягкого фарфора также обжигаются дважды. По сравнению с твердым мягкий фарфор прозрачнее, белый цвет более нежного сливочного тона, однако жароустойчивость его ниже.
Костяной фарфор представляет собой компромисс между твердым и мягким фарфором. Его состав открыт в Англии, и там же около 1750 года началось его производство. Итак, речь здесь идет по существу о твердом фарфоре, но таком, который путем примешивания пережженной кости делается мягче. По своим свойствам костяной фарфор занимает промежуточное положение между твердым и мягким. Он выносливее и тверже мягкого фарфора и менее проницаем, но из общего у них – довольно мягкая глазурь. Цвет его не такой белый, как у твердого фарфора, но белее, чем у мягкого. Впервые костяной фарфор применен в 1748 году в Бау Томасом Фраем.
Украшения на фарфоре
Различают два вида декора: рельефный декор и роспись.
Предмет с рельефным декором либо отливается в формах вместе с рельефом, либо пластические части декора (цветки, почки, листья, фигурки) формуются отдельно и потом наклеиваются. Красочный декор, роспись, исполняется либо под глазурью, либо над ней. Подглазурная роспись наносится непосредственно на черепок и затем обжигается вместе с глазурью. Старейшая надглазурная техника – это роспись эмалевыми красками, палитра которых довольно ограничена; позолота наносится также на глазурь.
Техника деколь, «переводная картинка» – технология нанесения изображения с бумажной основы на керамические или стеклянные изделия и затем фиксация высокотемпературным обжигом.
Как определить подлинность
Оценка антикварной фарфоровой посуды выполняется следующим образом:
1. Изучите форму. Большинство старинных тарелок имеют круглую форму, и часто украшены небольшим бортиком по краю.
2. Сравните рисунок. Изучите уникальные черты росписи отдельных производителей. Выделите особенности рисунка, его цвет, объемный декор. Зачастую по характерным линиям и чертам можно определить время создания и художественную ценность предмета.
3. Идентифицируйте предметы. Если вы выбираете сервиз, внимательно рассмотрите каждый предмет. Помните, что предметы с похожими рисунками не всегда являются частью одного комплекта. Оцените общий стиль, качество материала и наличие декоративных элементов, таких как выпуклости, борта и уголки.
4. Отметка фабрики. Каждое предприятие имеет свое собственное клеймо, которое располагается на обратной стороне изделия и содержит логотип фабрики и ее название.
Точно определить подлинность предмета и клейма можно имея большую насмотренность и опыт, а это всего лишь базовые пункты, чтобы провести первоначальную оценку фарфора.
Покупка антикварной фарфоровой посуды в Галерее искусств «Предместье»
Антикварные предметы из фарфора – это не просто посуда. Она настолько изящна, что порой кажется, она создана только для любования. Роспись богата не только цветовой гаммой, но и сюжетами: цветочные композиции, пейзажи, пастеральные сцены, а также целые серии – «Птицы», «Рыбы», «Лекарственные травы». Так что смело можно сказать, что антикварная фарфоровая посуда – это настоящее произведение искусства, которое добавит изыска и элегантности в ваш дом.
Фарфор обладает такими качествами, как изысканность и утонченность (зачастую на предметах из фарфора есть окантовка, ручки из латуни, серебра, и слоя позолоты), прочность и долговечность и при всем этом, за ним легко ухаживать: достаточно развести небольшое количества жидкого мыла или использовать специальное средство для фарфора.
В Галерее искусств «Предместье» вы сможете найти разнообразные фарфоровые изделия, включая столовые, кофейные и чайные сервизы и чайные пары, декоративные тарелки, блюда, кувшины, менажницы и др.