Царфин Файбиш-Шрага
Царфин Файбиш-Шрага (1900-1975) — белорусскийи французскийхудожник еврейского происхождения, представитель Парижской школы. Живописец, дизайнер по ткани, книжный иллюстратор, поэт.
Родился 7 января 1900 года в местечке Смиловичи Игуменского уезда Минской губернии (сейчас— городской поселок в Червенском районе Минской области) в состоятельной еврейской семье. Его отец, владелец кожевенной мастерской, был человеком образованным и потому вполне лояльно отнесся к желанию сына заниматься рисованием.
Начальное художественное образование Царфин получил в Виленской рисовальной школе, куда поступил в 1913 году. Открытая в 1866 выпускником Санкт-Петербургской Императорской Академии художеств Иваном Трутневым и существовавшая до 1915 года, эта школа была ведущим художественным учебным заведением на белорусско-литовских землях.
Однако уже через год, в 1914, Царфин увлекся идеями сионизма — объединения и национального возрождения еврейского народа на его исторической родине, и уехал в Палестину, которая в это время являлась частью Османской империи. Почти два года Файбиш-Шрага жил и работал в кибу́це (сельскохозяйственной коммуне).
Затем, в 1916 году, поступил в иерусалимскую Школу искусств и ремесел «Бецалель», где продолжил свое художественное образование.
В 1918 году, с переходом Палестины под протекторат Великобритании, Царфина призывают в британскую армию, где он прослужил до 1920 года.
В 1920 году начинающий художник представил свои произведения на выставке, организованной мэром Иерусалима.
В начале 1920-х годов Царфин принял решение ехать в Европу, чтобы продолжать своеобучение. В 1923 году он занимался в Берлине под руководством Макса Либермана, одного из видных представителей художественного объединения «Берлинский сецессион».
Участвовал в выставках, работал над иллюстрациями для книжных изданий
В 1924 переехал во Францию, в Париж. Царфин посещал музеи и галереи, вошел в круг современных художников, возобновил знакомство и поддерживал отношения с живописцем Хаимом Сутиным, еще одним уроженцем Смилович, много писал и регулярно принимал участие в выставках Салона Независимых (в 1925-1927, 1930, 1933, 1937, 1940 годах). В 1931 году он получил французское гражданство.
Наряду с занятием живописью, Файбиш-Шрага с целью заработка активно работал в области художественного текстиля: сохранились эскизы тканей, созданные им для дома моделей Ольги Олби, с которым художник тесно сотрудничал в 1933-1938 годах.
В 1939 году, с началом Второй мировой войны, Царфин был призван на военную службу, однако вскоре, после подписания режимом Виши соглашения с Гитлером о перемирии, французская армия была распущена. Опасаясь нацистских репрессий, Царфин вместе с семьей скрывался во французской провинции, переезжая из города в город.
Владелец дома в Париже, где у Царфиных до войны была квартира, избавился от вещей уехавших жильцов. Семейный архив, около трехсот живописных и графических произведений Файбиша-Шраги Царфина, созданных до 1940 года, и небольшая коллекция работ его друзей-художников бесследно исчезли.
Несмотря на крайне тяжелую ситуацию, в годы войны художник продолжал писать и выставляться: в ноябре 1941 года в галерее «Нотр-Дам» (Notre-Dame) в Гренобле, в марте 1942 года в «Приюте художников» (Foyer des Arists) в Лионе и в июле того же года — в Лионской галерее «Фольклор» (Folklore).
В 1944 году, после освобождения Франции, в Гренобле состоялась первая персональная выставка произведений Царфина.
В послевоенный период к художнику пришла известность.
В 1958-1975 гг. — персональные выставки в Еврейском музее в Нью-Йорке, музее Эшмолин в Оксфорде, в замке Лаверсин недалеко от Крейля, в г. Монтрёй.
В 1966 г. была издана литография одного из полотен художника, средства от продажи которой поступили в Ассоциацию детских домов.
В эмиграции, кроме Сутина, Царфин поддерживал отношения с земляками Кикоиным, Кременем, а также с другими художниками Парижской школы — Абердамом, Анчером, Прессманом, Гарфинкелем, скульпторами Костаном и Тамари.
В 1947 году он переехал в маленький город Рони-су-Буа под Парижем, где остался жить до конца своих дней.
Он много путешествовал по Франции, часто бывал в Нормандии, ездил в Бретань, Савойю, и напряженно работал, отдавая предпочтение пейзажному жанру и натюрморту.
В 1950-е годы Царфин создал серию живописных произведений, посвященную храмам, монастырям и замкам Франции, которая считается лучшей в его творческом наследии. Несколько работ из серии, например, «Мон-Сен-Мишель» и «Башня Бриссак», в настоящее время находятся в корпоративной коллекции ОАО «Белгазпромбанк».
В 1954 году картина Царфина «Пейзаж» была куплена Французским Государственным музеем современного искусства в Париже.
Большим спросом произведения художника пользовались у частных коллекционеров Франции, США, Канады.
Он регулярно экспонировал свои работы на выставках – групповых и персональных.
25 сентября 1975 года Файбиш-Шрага Царфин скончался. В память о художнике муниципалитетом города Монтрёй-су-Буа была организована большая ретроспективная выставка его работ.
Живописные и графические произведения Файбиша-Шраги Царфина представлены в государственных и частных собраниях Франции, США, Канады, Израиля, России, других стран мира. 13 живописных работ художника находятся в корпоративной коллекции ОАО «Белгазпромбанка», все они включены в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь.