Заборов Борис
Заборов Борис Абрамович (1935-2021) — белорусский и французский живописец, график, скульптор, театральный художник.
Родился 16 октября 1935 года в Минске в семье живописца Абрама Заборова.
От отца будущий художник получил первые уроки рисования и живописи, затем занимался в кружке изобразительного искусства, который вел в минском Дворце пионеров и школьников художник Сергей Катков.
В 1949-1954 годах Борис Заборов учился в Минском художественном училище.
В 1955 — поступил в Ленинградский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектура имени И.Е. Репина.
В 1958 году перевелся в Московский государственный академический художественный институт имени В.И. Сурикова, который закончил в 1961 году по специальности «художник театра». Дипломная работа Бориса Заборова — эскизы декораций к опере советского композитора Кирилла Молчанова «Улица дель Корно».
В 1961 году Борис Заборов возвратился в Минск.
В 1960-1970-е годы работал преимущественно в области книжной графики, проиллюстрировал и оформил десятки книг русской, белорусской и зарубежной классической и современной литературы, среди которых произведения Александра Пушкина, Федора Достоевского, Янки Купалы, Рыгора Бородулина, Уильяма Шекспира, Оскара Уайльда.
В 1975 году Борис Заборов сделал декорации и костюмы к спектаклю по пьесе Александра Островского «Гроза» в постановке Леонида Хейфеца для минского Белорусского государственного академического театра имени Янки Купалы.
С 1981 года художник жил и работал во Франции, в Париже, отдавая предпочтение станковой живописи, а в ней — портретному и пейзажному жанрам.
Кроме живописи, художник плодотворно работал в книжной графике, театрально-декорационном искусстве, занимается скульптурой.
В 1992 году Борис Заборов создал 4 оригинальных офорта к изданию стихов Тонино Гуэрра «Nos empreintes» (издательство Edizioni d’arte Gibralfaro & ESM, Верона).
В 2001 — художественное оформление и иллюстрации к изданию «Притяжение «Скупого рыцаря»» с факсимильным воспроизведением рукописи Александра Пушкина и ее переводом на английский язык (издательство Государственного Пушкинского театрального центра, Санкт-Петербург).
В 2009 году репродукции картин Бориса Заборова были использованы в качестве иллюстраций к книге прозы Эдуарда Кочергина «Ангелова кукла», с приложением оригинального офорта художника (издательство «Вита Нова», Санкт-Петербург).
В 1990-х-начале 2000-х годов Борис Заборов сотрудничал с прославленным парижским театром «Комеди́ Франсе́з». Он создал костюмы к спектаклям по пьесам Михаила Лермонтова «Маскарад» (1992), Виктора Гюго «Лукреция Борджия» (1994), Ивана Тургенева «Месяц в деревне» (1996); декорации и костюмы к спектаклю по пьесе Мольера «Амфитрион» (2001-2002).
В 2007 году художник сделал сценографию и костюмы к спектаклю «451 градус по Фаренгейту» по роману Рея Бредбери в постановке Адольфа Шапиро для московского драматического театра «Et Cetera».
Борис Заборов активно выставлялся. В 1980-2010-х годах состоялось более тридцати персональных выставок художника в галереях и музеях разных стран мира: в Галерее Клода Бернара в Париже (1983), Музее «Матильденхох» в Дармштадте (1985), Галерее «Арт Пойнт» в Токио (1986, 1991, 2001), Музее ««Пале де Токио» в Париже (1989), Галерее «Манн» в Париже (1991), Гран-Пале в Париже (1992), Галерее Патриса Тригано в Париже (1992, 1993, 1994), Культурном центре института космических исследований в Тулузе (1994), Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в Москве (1995), Выставочном зале «Манеж» в Санкт-Петербурге (1995), Галерее Энрико Наварры в Париже (1996), Галерее О’Хара в Нью-Йорке (1997), Галерее «Мими Фертц» в Нью-Йорке (2000, 2008), Галерее Валуа в Париже (2002, 2003, 2007, 2010), Галерее «Оффичина д’Арте» в Вероне (2004), Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге (2005), Государственной Третьяковской галерее в Москве (2005), Галерее Уффици во Флоренции (2008), Национальном художественном музее Республики Беларусь в Минске (2010), другие.
Произведения художника представлены в государственных и частных собраниях разных стран мира. В корпоративной коллекции ОАО «Белгазпромбанк» находится две картины Бориса Заборова «Первое причастие» (1981) и «Обнаженная» (1960-е), относящаяся к раннему периоду творчества художника.
Талант художника неоднократно отмечался престижными наградами республиканских, всесоюзных и международных книжных выставок, ярмарок, конкурсов искусства книги. Борис Заборов награжден двумя бронзовыми (в 1965 и 1977 годах) и золотой (в 1971) медалями Международной выставки книжного искусства в Лейпциге, Германия. В течение 1971-1974 годов книги в оформлении художника завоевывали первые премии конкурса «Самая красивая книга года» в Москве.
Также Борис Заборов награжден многими престижными премиями и наградами, среди которых премия 36-го Международного конкурса современного искусства в Монте-Карло (Монако, 2002).
В 2012 году художник стал кавалером ордена Французской республики «Искусство и Литература», в 2013 — избран в Почетные академики Российской Академии художеств (Москва – Санкт-Петербург).
Член Белорусского союза художников с 1962 по 1979 годы.